В сентябре 2020 года мы пообщались с Робертом Сапольски, профессором Стэнфордского университета и автором курса «Биология поведения человека» (https://youtu.be/ik9t96SMtB0), о том, можно ли согласовать наше понимание справедливости с тем, что известно науке о поведении человека.
Почему у людей, скорее всего, нет свободы воли? Как это связано с депрессией и другими психическими заболеваниями? Способны ли люди принять идею о том, что свободы воли нет? Каким будет общество, в котором понятия справедливости и морали основаны на том, что говорит о причинах наших поступков наука?
Это уже третье интервью, первое (https://youtu.be/-9KHru0w8Ic) и второе (https://youtu.be/VKyY-cFX0K8) доступны на нашем канале.
Роберт Сапольски уделяет внимание роли лимбической системы как эмоциональной составляющей нервной системы. Он анализирует ее влияние на принятие решений, ее связь с корой головного мозга, а также различные функции подразделов нейронных структур, относящихся к лимбической системе.
Перевод: Светлана Семеренко
Редактура: Алексей Малов
Озвучка: Дмитрий Машкович
Монтаж видео: Кристина Утёсова
Обложка: Антонина Карташова, Павел Петерсон
В феврале 2019 года профессор Стэнфордского университета и автор курса «Биология поведения человека» Роберт Сапольски дал второе большое интервью студии Vert Dider.
Он ответил на вопросы о том, как появились и менялись лекции, что привело к закрытию лаборатории и что не так с современной судебной системой. Также профессор рассказал, как сделать мир лучше и чему мы можем научиться у других приматов.
Благодарим за помощь в подготовке интервью: Елену Наймарк, Александра Панчина, Станислава Дробышевского и Евгению Тимонову.
Представляем вам девятую лекцию курса «Биология поведения человека» профессора Стэнфордского университета Роберта Сапольски. В ней биология поведения рассматривается через призму этологии, основными принципами которой является изучение животных в естественной среде обитания и «интервью» на их языке. Также приводятся примеры поведенческого разнообразия, важности взаимодействия генов и среды и экспериментов в рамках этологии.
Перевод: Екатерина Пшеничная
Редактура: Светлана Семеренко
Озвучка: Дмитрий Машкович
Монтаж: Кристина Утёсова
Обложка: Павел Петерсон, Софья Зозуля
Знаменитые атеисты и популяризаторы науки часто выходят на дебаты с христианскими авторитетами. Несколько менее часто они сталкиваются с гигантами исламской мысли. Мы хотим предложить вам к просмотру дебаты Лоуренса Краусса и Хамзы Тзортзиса, которые, на наш взгляд, как бы сказать… весьма жгут. Они обсуждают, в чем больше смысла, в исламе или атеизме, ищут ошибки в книге «Вселенная из ничего» и меряют длину в Крауссах.
Перевод: Андрей Лексингтон, Елена Смотрова, Екатерина Соколова, Кирилл Попов, Кирилл Клоперон, Влад Шевченко
Редактирование: Екатерина Соколова, Елена Смотрова
Озвучивание: Александр Качкин
Монтаж: Александр Качкин
Обложка: Софья Зозуля
В этой лекции Роберт Сапольски рассказывает об общих чертах языков и объясняет, чем отличается человеческий язык, будь то жестовый или звучащий, от способов коммуникации других животных. Как и любой другой вопрос, Сапольски рассматривает язык с точки зрения нейронаук: в каких областях мозга «хранится» язык, какими бывают нарушения синтеза и восприятия речи. Также рассматриваются случаи обучения языку обезьян, результаты и выводы из проводившихся экспериментов.
Перевод: Алексей Малов
Редактура: Елена Смотрова
Озвучка: Дмитрий Машкович, Алёна Соколова
Монтаж звука: Андрей Фокин
Монтаж видео: Джон Исмаилов
Обложка: Ксения Ломакина, Павел Петерсон
Представляем вам седьмую лекцию курса «Биология поведения человека» профессора Стэнфордского университета Роберта Сапольски. Это вторая часть раздела, посвященного неоднозначным попыткам связать поведение с генетикой. В лекции освещаются основные трудности, связанные с изолированием отдельных генов, пониманием изменчивости и наследуемости, а также объясняется, почему гены и среда неразрывно связаны между собой, хоть роль последней часто недооценивают.
Перевод: Семён Гальцев
Редактура: Малов Алексей
Озвучка: Дмитрий Машкович
Монтаж звука: Олег Гаврилов
Монтаж видео: Кристина Утёсова
Обложка: Павел Петерсон, Софья Зозуля
Весь плейлист тревожные расстройства: www.youtube.com/playlist?list=PLIjqXVLsr53EuYmUpIfgBYpEHRqq0FiKL
Памятка-инструкция:
1. Осознать, что вы беспокоитесь
2. Найти, сформулировать и выписать тревожные мысли, которые стоят за беспокойством
3. Техника «стоп!» если решили перестать беспокоиться, то беспокойство будет все время возвращаться. Старайтесь это как можно скорее замечать и говорить «стоп!» потоку беспокойных мыслей
4. На что переключить внимание, если решил перестать беспокоиться?
• Не переключайтесь на другую беспокойную мысль из другой темы
• Переключайтесь на состояние «здесь и сейчас» — концентрация на настоящем моменте (не на прошлом, не на будущем, концентрируйтесь на своих физических ощущениях и том, что вокруг вас: что вы видите, слышите, осязаете, обоняете и т.д.)
• Переключайтесь на что-то приятное: нежность/близость/забота (обнимашки), физическая активность, саморазвитие с достижением цели, с полной концентрацией и погружением в приятную деятельность
5. Вариант «да, я могу что-то сделать в этой ситуации»
Беспокойство – это когда у нас нет ответа на вопрос, что я должен сделать. Для того, чтобы узнать, мы должны сначала эту информацию найти и проанализировать, чтобы на основании неё составить план и сделать первый шаг к решению проблемы
6. Как работать с информацией.
Не поленитесь потратить время на изучение недостающей вам информации до тех пор, пока у вас не появится ясность и пробелы в ваших знаниях не будут заполнены.
Главный критерий того, что вы нашли нужную информацию: у вас появилось понимание, какой 1 шаг вперед для решения проблемы сделать.
• Источники информации: медиа/персона, которой мы доверяем/узкоспециализированные источники. Начните только с ДОСТОВЕРНЫХ ПРАВДИВЫХ НАДЕЖНЫХ источинков в медиа, затем при необходимости укрепить доверие найдите персону-пример (кому удалось решить эту проблему), узкоспециализированные – в последнюю очередь, только если нужно глубоко изучить проблему
• Выбирайте только достоверные, надежные и правдивые источники информации. Это официальные СМИ (не странички в соц. Сетях, не анонимные блоги), ФАКТЫ, а не мнения; ФАКТЫ, которые можно проверить. После такого источника понятно, что делать
• Информация бывает по целям: стратегическая, тактическая, оперативная
____________________________________________
Приглашаю вас на мой второй канал
на Vimeo: vimeo.com/strl
Если мои видео были для вас полезны, и вы хотите отблагодарить меня, то можете внести пожертвование:
1. donatepay.ru/don/streletskaya
2. На яндекс.кошелек 410014011220528
3. bitcoin:14WckknYyqmewLgyQ1Vnvt52arURkqryQ2
4. www.patreon.com/strelochka
00:00 Вступление
01:34 Генерализованное тревожное расстройство
04:13 ОКР
05:21 Панические атаки
06:26 Ипохондрия
07:50 Агорафобия
08:43 Социофобия
09:52 Почему все тревожные расстройства взаимосвязаны
13:26 Суть тревожных расстройств
Весь плейлист тревожные расстройства: www.youtube.com/playlist?list=PLIjqXVLsr53EuYmUpIfgBYpEHRqq0FiKL
____________________________________________
Приглашаю вас на мой второй канал
на Vimeo: vimeo.com/strl
Если мои видео были для вас полезны, и вы хотите отблагодарить меня, то можете внести пожертвование:
1. donatepay.ru/don/streletskaya
2. На яндекс.кошелек 410014011220528
3. bitcoin:14WckknYyqmewLgyQ1Vnvt52arURkqryQ2
4. www.patreon.com/strelochka