«Разговор с Лабковским» на RTVI — программа о жизненных трудностях, с которыми может столкнуться каждый, и о том, как с ними справляться. В этом выпуске Андрей Ежов и психолог Михаил Лабковский обсудили, когда и почему люди впадают в депрессию и как помочь себе и близким справиться с этим заболеванием.
А еще у нас есть телеграм-канал рубрики «Такое» с новостями из мира музыки, кино и интернета: t.me/rtvireal
И паблик «Такого» ВКонтакте: vk.com/takoe_rtvi
Лекция «Депрессия» относится к курсу «Биология поведения человека». Роберт Сапольски рассказывает о типах и основных симптомах депрессии, а также биологических и психологических причинах её возникновения. В течение лекции профессор старается продемонстрировать, что депрессия — самая ужасная болезнь из всех известных.
Перевод: Алексей Малов
Редактура: Елена Смотрова
Озвучка: Дмитрий Машкович
Монтаж звука: Андрей Фокин
Монтаж видео: Джон Исмаилов
Обложка: Андрей Гавриков
00:00 Вступление
00:59 ЧТО ТАКОЕ ГТР?
04:45 КАК ПРАВИЛЬНО БЕСПОКОИТЬСЯ?
07:52 Зачем нужна тревога?
12:11 Отличия человека с ГТР и без него
13:15 Почему нужно лечить ГТР?
14:32 СУТЬ И МЕХАНИЗМЫ ГТР, ИЗ КАКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СОСТОИТ?
18:53 Действия человека с ГТР в периоды без беспокойства
19:52 Почему ГТР тяжело поддаётся лечению?
21:05 Характеристика человека с ГТР и его воспитание
Генерализованное тревожное расстройство. Главное слово, которое характеризует это заболевание – это беспокойство. Вся жизнь человека с ГТР представляет из себя постоянное хроническое беспокойство. Есть 5 основных тем, по поводу которых это беспокойство может быть: работа, отношения, здоровье, будущее, повседневные дела.
Беспокойство – это слабая хроническая постоянная тревога с преобладанием мыслительного компонента. Т.е. она сосредоточена в голове.
Особенности психической структуры человека с ГТР
Это интроверты. Это люди, склонные сомневаться в себе. Они думают, что кто-то другой знает лучше. Они не могут полагаться на себя, потому что понимают, что ничего не знают и могут ошибаться. Они очень ответственные и им трудно говорить нет, отказывать.
Глубинные представления о себе – я не знаю ничего, очень легко во всем растеряться, я не хочу совершать ошибки, о мире – все очень сложно, непонятно, никто ничего не знает, и всё очень серьезно. Может быть, знает только вот этот умный человек.
В вашем детстве был кто-то, кто а. отлично все знал, как ВАМ надо. Как правильно. Авторитет. Б. тревожный или депрессивный, короче говоря, пессимистичный, критичный. Контроль. Вы привыкли спрашивать. И чуть что в принципе спрашиваете у него до сих пор. Вы думаете про себя, что в– слабый, маленький, некомпетентный, который плохо в принципе разбирается в жизни, а он – молодец. (другие справляются с проблемами лучше, чем я, другие знают лучше, чем я, как правильно как неправильно (правильно/неправильно не существует вообще), я не смогу сам справиться с проблемами). С этим человеком у вас есть эмоциональная зависимость, завязанная на страхе. Он вас этим страхом к себе привязал. Условное принятие. Небезопасная привязанность.
Каких навыков не хватает человеку с ГТР: Прислушиваться к своим потребностям, отдыхать и ничего не делать (очень часто у вас эмоциональное выгорание), делать то, что хотите, а не то, что должны (жизнь из чувства долга); недостаток уверенности в себе; выражать свое мнение; отказывать.
Из-за этих особенностей характера человек, склонный к ГТР, постоянно беспокоится и этим истощает свои силы в тот период, когда его жизнь благополучна и объективно проблем нет. Это ведет к тому, что когда проблем наступает, он не может собраться и кинуть весь ресурс своих сил на решение проблем, поэтому он «пробуксовывает».
Беспокойство=избегание тревоги. Мыслительное и эмоциональное.
Как человек с ГТР реагирует на объективно тревожные события:
1. Избегает беспокоящих его мыслей не додумывая их до конца (когнитивное избегание) – страх тревоги и негативных мыслей
2. Проблема в итоге не решается, потому что, чтобы её решить надо про неё думать, и в итоге все эти мысли остаются на первом самом поверхностном шаге – «а вдруг», « а что если»
Но дальше человек не додумывает. Бесконечно повторяющаяся мысль.
3. Из-за страха тревоги нет толерантности к тревоге, человек эту эмоцию стремится избегать и не чувствовать (эмоциональное избегание тревоги), страх тревоги.
5. Непереносимость неопределенности
Почему нужно лечить ГТР?
Из-за постоянного беспокойства вы разучились отличать реальные проблемы от вымышленных. Там, где проблем нет, вы их находите, а там, где они есть, вы их не замечаете. Тревога утратила свою функцию. Сигнальную. Указывать на опасности.
____________________________________________
Приглашаю вас на мой второй канал
на Vimeo: vimeo.com/strl
Если мои видео были для вас полезны, и вы хотите отблагодарить меня, то можете внести пожертвование:
1. donatepay.ru/don/streletskaya
2. На яндекс.кошелек 410014011220528
3. bitcoin:14WckknYyqmewLgyQ1Vnvt52arURkqryQ2
4. www.patreon.com/strelochka
00:00 Вступление
02:28 Приятный человек. Он какой?
05:57 Как стать приятным человеком?
14:10 Наш внутренний ребёнок
Большое количество стрессов и проблем в жизни заставляет нас воспринимать отношения с другими людьми как ресурс, когда другой человек будет для нас источником энергии.
Чем интереснее, динамичнее, разнообразнее наша жизнь, и чем выше нагрузка на нас, или чем хуже развиты наши базовые навыки психики, тем чаще мы подходим к той точке, когда предел нашего ресурса истощается.
Если мы находимся в «плюсах»: у нас много сил и энергии, в отношениях мы можем давать. Если мы истощены, устали, находимся в «минусах», то в отношениях мы хотим брать. Когда мы истощились – именно тогда мы становимся неприятными, т.е. способными только на то, чтобы брать. Грубость к жене/мужу, когда мы огрызаемся, ноем, канючим, игнорируем друг друга, проявление нелюбви, усталости – это все проявление того, что у тебя закончились силы.
Такой человек неприятный. Его не хотят. Его могут только терпеть.
Какой человек является приятным и кого хотят все? Великодушный и щедрый, дающий, ресурсный, тот, у которого есть что взять. Легкий, веселый, позитивный, терпеливый, способный помочь, т.е. тот, у которого достаточно ресурса. Т.е. это тот, у кого ресурс никогда не заканчивается.
Какой это человек? Это человек взрослый. Мы сами свой ресурс можем регулировать и управлять им. Это в наших силах.
Что нужно для того, чтобы стать приятным в отношениях человеком?
Плейлист отношения www.youtube.com/playlist?list=PLIjqXVLsr53E_XAe1jJg8lw3GTDYeqwnL
1. Нужно этого захотеть. Понимать, что ты несешь ответственность за создание атмосферы в отношениях и должен стараться иметь ресурс для них.
Манифест «приятного человека»:
ВСТУПАЯ В ОТНОШЕНИЯ С ЭТИМ ЧЕЛОВЕКОМ Я ДОБРОВОЛЬНО БЕРУ НА СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТО, ЧТОБЫ ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ БЫЛО РЯДОМ СО МНОЙ В ОТНОШЕНИЯХ ХОРОШО. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО Я не буду противным, не буду распространять негатив, и для этого я БУДУ ЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ, И ПРОЯВЛЯТЬ МАКСИМАЛЬНУЮ ТРЕНИРОВКУ Базовых навыков психики, НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ НЕГАТИВНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ(УСТАЛОСТЬ youtu.be/_SkHHYPRCEE), ЗА СВОИ ЭМОЦИИ (ОСОЗНАВАТЬ И ПРАВИЛЬНО ВЫРАЖАТЬ ИХ www.youtube.com/watch?v=hgGI-75FMCA
1. Самооценка — это не только то, что мы думаем о себе, но и отношение к себе, т.е. эмоции, которые мы по отношению к себе испытываем.
Если вы испытываете по отношению к себе ненависть, стыд, отвращение, чувство вины — у вас заниженная самооценка.
2. Наша самооценка критическим образом зависит от того, как к нам относятся наши близкие. Если вас подвергают домашнему насилию, то у вас априори будет заниженная самооценка.
Выход тут может быть только один: сменить окружение на благоприятное. Остальное не поможет.
3. Есть 2 вида заниженной самооценки — именно ненависть к себе с конкретными точными негативными убеждениями (среди которых выделяется случай с историей, когда например кто-то обзывал, и привычка ругать себя лень) и нехватка позитивных представлений о себе.
4. Самооценка включает в себя несколько секторов. Для удобства можно выделить красоту (внешность), ум, достижения, характер, изюминки.
5. Как формируется самооценка? В возрасте от 3 до 6 лет особенно родители должны давать нам много настоящих, отражающих нашу истинную самость, позитивных оценок, которые являются на данном эволюционном этапе формирования психики выражением подлинной заинтересованности со стороны родителей.
6. Как повысить самооценку?
6.1. Понять, осознать, выявить связь между тем, как вас обзывали в детстве (насильственно критиковали) и своими негативными убеждениями о себе.
6.2. Прекратить вредную привычку себя ругать и наказывать, обзывать плохими словами (я тупой, я ничтожество, я некрасивый). Просто тупо запрет на это.
6.3. Поиск позитивных убеждений о себе по всем секторам (красота, ум, характер, достижения, изюминки, по 10 шт.)
6.3.1. Тесты (Холланда, ДИСК, Кибби, интроверт/экстраверт)
*Классная книга по системе ДИСК: «как оказывать влияние на людей в жизни и в бизнесе» Толмачева/Козлов.
6.3.2. Вспомнить все, что о вас говорили хорошее; замечать, что сейчас говорят о вас хорошее и принимать это, а не пропускать мимо ушей; запоминать впредь все, что будут говорить хорошее.
6.3.3. «Помощь друга»: признаться другу в своих проблемах и попросить обратную связь. Пусть он/а лучше они скажут, чем конкретно и именно вы им нравитесь. Подробно!!! а не общими фразами, чтобы вы точно усвоили. Пусть аргументируют при необходимости!
6.4. при рецидивах занижения самооценки делать упражнения «ну и что» и «а зато» — «ну и что, что я тупой? что дальше-то, а?»)
____________________________________________
Приглашаю вас на мой второй канал
на Vimeo: vimeo.com/strl
Если мои видео были для вас полезны, и вы хотите отблагодарить меня, то можете внести пожертвование:
1. donatepay.ru/don/streletskaya
2. На яндекс.кошелек 410014011220528
3. bitcoin:14WckknYyqmewLgyQ1Vnvt52arURkqryQ2
4. www.patreon.com/strelochka
Медитация «Избавление от тревоги и стресса» от Натальи Зубаревой и Алексея Воробьева
Автор музыки: Алексей Воробьев
Автор текста: Наталья Зубарева
Режиссёр: Алексей Воробьев
Производство компании Алексея Воробьева No Risk No Fun Production
•В чем смысл медитации «Избавления от тревоги и стресса»?
Сегодня все мы, — люди, населяющие планету Земля, переживаем очень непростой период, который отзовется глобальными изменениями во многих сферах жизни.
Очень сложно сохранять баланс, когда мир охвачен паникой и погружён в хаос
Напряжение вокруг растет день ото дня…
Это отражается на нашем эмоциональном состоянии, и влияет на наше самочувствие, даже если нам кажется, что мы остаёмся спокойными. Внутренняя гармония является залогом нашего морального и физического здоровья в эти непростые времена. Чтобы помочь вам справиться с негативными эмоциями, избавиться от чувства страха, беспомощности и отчаяния, победить панические атаки, и преодолеть перманентный стресс, мы создали эту медитацию.
Эта практика станет для вас средством первой помощи в минуты, когда особенно тяжело.
Она поможет восстановить спокойствие, понять свое тело, найти тот исцеляющий свет, который есть в каждом из нас, наполниться энергией и верой в лучшее.
С помощью нашей медитации почувствуйте силу и поддержку Вселенной, в которой мы сейчас так нуждаемся.
Прежде чем приступать к медитации, внимательно прочитайте эту инструкцию!
Правило 1.
•Научитесь концентрироваться.
Путешествие в мир медитационных техник для начинающих должно начаться с тренировки концентрации внимания.
Перед началом медитации сконцентрируйтесь на своем дыхании и пламени свечи в течении 5 минут.
Правило 2.
•Поза для медитации
Ваша поза имеет важное значение.
Главное, чтобы она была максимально удобной, и тело было расслаблено (лежа, или сидя)
Позвоночник, если вы сидите, должен быть прямым — это, как и правильное распределение веса, снижает напряжение мышц.
Правило 3. Одиночество, приглушенный свет
•Вы должны быть в полном одиночестве, с выключенными гаджетами и телевизором, за закрытыми дверями, свет в комнате не должен быть слишком ярким, вас ничего не должно отвлекать.
Правило 4. Регулярность занятий
•Медитация создана для того, чтобы научить вас быть наедине с собой, и работать со своим подсознанием.
Систематическое очищение сознания не только способно повысить навыки «моделирования» и поднять человека на новый уровень самопознания, но и позволит не потерять обретенные знания.
Выполняйте практику каждый день на протяжении 1-2-3 месяцев тогда, когда чувствуете потребность.
По началу может быть тяжело, вы можете засыпать, и не суметь выполнить практику до конца, или можете начать плакать.
Но, возможно, что вы сразу почувствуете легкость.
В любом случае не отступайте, — наступит момент, когда данная медитация приведет вас на новый уровень ощущений и осознания, и вы увидите, что мир стал меняться к лучшему, и ваши болезни и патологические состояния гораздо быстрее двигаются к исцелению.
Правило 5. Завершение медитации
•Для того, чтобы процесс моделирования сознания оправдал ожидания, требуется не только подготовка и следование рекомендациям о позе, месту, концентрации и регулярности занятий, необходимо также соблюдать правила по завершению техники.
Некоторое время следует провести в спокойствии, обдумывая результат состоявшейся медитации.
Следует поблагодарить свое сознание за проделанную работу.
Плавность и неторопливость после завершения медитации должны сохраняться как в мыслях, так и движениях. Поэтому не надо быстро менять позу, резко вставать, и сразу открывать глаза.
После завершения медитации восстановление внутреннего баланса продолжается еще некоторое время, поэтому не стоит терять эти драгоценные минуты.
Мы желаем вам спокойствия и здоровья!
Подробнее в книге «Трудные диалоги» Макмиллан, Свитцлер, Гренни, Патерсон www.litres.ru/ron-makmillan/trudnye-dialogi-chto-i-kak-govorit-kogda-stavki-vysoki/?lfrom=296500925
Трудный диалог (#конфликт) – это:
1. Разные мнения
2. Высокие ставки
3. Сильные эмоции
Варианты поведения при трудных диалогах:
1. Избегать выяснения
2. Выяснять неправильно – молчание или насилие
3. Выяснять правильно – абсолютно честно и с полным уважением к другому человеку
Как вести диалог:
1. Задать себе вопросы:
1) Чего я на самом деле хочу добиться для себя?
2) Чего я на самом деле хочу добиться для другого человека?
3) Чего я хочу добиться для развития наших отношений?
2. Следить нужно не только за содержанием, но и за обстоятельствами диалога
Нужно научиться отслеживать:
1) Момент, когда диалог становится трудным – смотрим на физические реакции, эмоции, поведение другого человека и свои
2) Признаки, указывающие на то, что человек перестал чувствовать себя в безопасности
(молчит или проявляет агрессию)
Виды молчания: маскировка (выборочно говорим когда), выход из диалога, замыкание в себе.
Виды насилия: контроль, навешивание ярлыков, атака – унижение и угрозы.
3) Свой собственный стиль поведения в стрессовых ситуациях (когда у нас включается молчание/насилие)
3. Что нужно сделать для восстановления безопасности
Под угрозой могут быть:
• Общая цель (доверяет ли мой собеседник, что, заводя этот разговор, я думаю о его целях и интересах?) доверяет ли он моим мотивам?
• Взаимное уважение (верит ли мой собеседник, что я его уважаю?)
Что нужно делать, если безопасность утрачена?
1. Извиниться
2. Контрастировать
Отрицание/утверждение (я не имел в виду это, напротив, я …)
3. Создавать общую цель в процессе диалога
• ОРИВ – обязуйтесь искать общую цель
• Распознайте цель за стратегией (почему вы хотите именно этого?)
• Изобретите новую общую цель
• Найдите новые стратегии
4. Как оставаться в диалоге, когда злы, напуганы, обижены
Вижу/слышу – рассказываю историю – чувствую – действую
Наша интерпретация чужих действий – это и есть та история, которую мы себе рассказываем. это когнитивная обработка фактов. полезно задать себе следующие вопросы (на выявление истории):
1. Почему он делает так?
2. Как я должен это расценить?
3. Что мне в связи с этим делать?
Типичные истории, которые мы себе рассказываем:
1. жертвы (это не моя вина, а его) – преуменьшаем свои недостатки и свою роль
2. злодея (это все из-за тебя) – преувеличиваем негативные черты другого человека
3. беспомощного – «я больше ничего не могу сделать в этой ситуации»
как переделать эти истории на конструктивные?
Задать себе 3 вопроса:
1. не пытаюсь ли я не замечать своей роли в создании данной проблемы?
2. Почему разумный, порядочный и рациональный человек мог поступить так?
3. Что я могу сделать, чтобы продвинуться к достижению того, чего хочу?
4.
5. Как говорить убедительно, но не разрушительно
Уверенность, скромность, навыки
Навыки:
Делитесь фактами
Описывайте свою историю
Спрашивайте собеседника о его видении
Тактично избегайте категоричности
Убеждайте
Приглашайте высказываться
6. Как правильно слушать
Быть любопытным. Это исследовательский процесс. Это как разглядывать комнату, или нырнуть вглубь. Когда человек нам что-то говорит, мы подключаемся к нему уже в конце истории. А нам нужно узнать начало.
1. Спросите
2. Отразите (конфронтация) – когда его слова расходятся с его эмоцией (при этом сами показываем, что мы спокойны и дружелюбны).
3. Перефразируйте
4. Предположите
5. Соглашайтесь – расширяйте зону согласия. Обычно мы обращаем внимание именно на ошибки и просчеты других людей, а на 90% обычно мы все друг с другом согласны.
6. После того как вы узнали его точку зрения, покажите ему свою, и сравните их.
Книга о конфликтах: «Трудные диалоги» Свитцлер, Патерсон
____________________________________________
Приглашаю вас на мой второй канал
на Vimeo: vimeo.com/strl
Если мои видео были для вас полезны, и вы хотите отблагодарить меня, то можете внести пожертвование:
1. donatepay.ru/don/streletskaya
2. На яндекс.кошелек 410014011220528
3. bitcoin:14WckknYyqmewLgyQ1Vnvt52arURkqryQ2
4. www.patreon.com/strelochka